Page 40 - Каталог_www2013

This is a SEO version of Каталог_www2013. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »
40
Аккумуляторные технологии
www.aktex.ru
Выбор технологии:
малосурьмянистая, кальциевая
или гибридная?
Существует несколько базовых технологий изготовления АКБ. Хотя, в об-
щем, все выпускаемые АКБ соответствуют базовым требованиям и допу-
скам стандартов (российский ГОСТ и европейский EN), существуют отличия
между различными технологиями, понимание которых позволяет сделать
правильный выбор для конкретных условий применения.
С середины прошлого
века классической тех-
нологией производства автомобильных аккуму-
ляторов была малосурьмянистая (так называемая
технология Sb/Sb). Такие батареи выдерживают
большое количество циклов «заряд-разряд» и не
боятся сильных морозов зимой. Сплав сурьмы и
свинца, из которого изготавливается решетка,
обеспечивает прочный электрический контакт
активного материала и электрода. Это благопри-
ятно сказывается на эксплуатационных свойствах
аккумулятора, который способен выдерживать
сильные циклические зарядно-разрядные на-
грузки. Даже после глубокого разряда батареи,
изготовленной с использованием такого сплава,
ее токовые характеристики можно восстановить
до прежнего уровня. «Обратной стороной меда-
ли» малосурьмянистых АКБ является повышенный
электролиз воды, приводящий к снижению уровня
электролита (так называемое «выкипание»), а так-
же более быстрый саморазряд в состоянии без-
действия. На рынке достаточно недорогих мало-
сурьмянистых АКБ российских производителей,
которые неплохо себя ведут зимой, но быстро
разряжаются при бездействии — а летом могут
потребовать повышенного внимания к обслужи-
ванию, т.е. долива дистиллированной воды.
В последние годы
на рынке все чаще в качестве
панацеи рекламируются так называемые «каль-
циевые» аккумуляторы, в которых вместо сурьмы
в свинцовом сплаве используется кальций (тех-
нология Ca/Ca). Использование этой легирующей
добавки снижает расход воды в жаркую погоду,
поэтому такие АКБ еще называют необслуживае-
мыми или не требующими обслуживания. Кроме
того, кальциевый сплав существенно снижает
саморазряд батареи в период её бездействия.
Казалось бы, это идеальный вариант! Но к глубо-
ким разрядам этот сплав совершенно не приспо-
соблен: на поверхности свинцово-кальциевого
электрода возникает нерастворимый сульфат, ко-
торый не позволяет восстановить токовые харак-
теристики батареи. Кальциевые АКБ оказались
эффективны в условиях умеренного и тропиче-
ского климата — где важно минимальное «выки-
пание», и нет больших амплитуд «минус-плюс»,
а также перепадов напряжения бортовой сети
автомобиля. Их потребительские свойства в рез-
коконтинентальном климате нашей страны часто
непригодны. В идеальных условиях аккумулятор
работает отлично, а через год-полтора, если чуть
«приударил морозец» или АКБ разрядилась более
чем на 30%… (сигнализация всю ночь «проорала»
или остался включенным свет), еврокальциевая
батарея может подарить хозяину «удовольствие»
от возни с пусковыми проводами окоченевшими
руками. Думается, с такой ситуацией сталкива-
лись многие.
Итак, кальций
в обоих электродах существен-
но снижает способность АКБ восстанавливаться
после глубоких разрядов, особенно при низких
температурах. И, разумеется, если батарея раз-
рядилась «в ноль» неудачными попытками запу-
ска двигателя, ее нужно немедленно поставить
на зарядку. Именно «немедленно», так как плот-
ность электролита разряженной батареи низка,
и есть вероятность того, что он замерзнет. При
этом пребывание кальциевой батареи в раз-
ряженном состоянии ведет к ускоренной суль-
фатации пластин. Во время зарядки нормально
разряженного аккумулятора мелкие кристаллики
сульфата свинца без проблем вновь преобразу-
ются в металлический свинец (отрицательная
пластина) и оксид свинца PbO2 (положительная
пластина), составляющие активную массу пла-
стин. Однако, если оставить кальциевую АКБ, в
разряженном состоянии, сульфат свинца в виде
крупных и практически нерастворимых кристал-
лов откладывается на поверхности пластин и в
порах активной массы, образуя сплошной слой,
который изолирует пластины от электролита,
препятствуя его проникновению вглубь активных
масс. В результате большие объемы активной
массы оказываются «неактивными», а общая
емкость батареи значительно уменьшается.
Поэтому производители кальциевых АКБ вынуж-
дены рекомендовать покупателю применять для
батарей, изготовленных по технологии Ca/Ca,
хорошее зарядное устройство, обеспечивающее
в конце зарядки напряжение не менее 16 В и по-
зволяющее заряжать постоянным током, а также
нагрузочную вилку (тестер). Если нет времени и
специально оборудованного места для зарядки
АКБ (как у большинства из нас), то рекомендуется
обратиться в специализированный центр. Кто из
нас готов этим заниматься?
Таким образом, получается,
что у каждой
медали две стороны: кальциевые, (особенно
импортные) достаточно дорогие, часто нео-
правданно; дешевые малосурьмянистые как-то
уже не хочется брать. Что делать? Компания
«Аккумуляторные Технологии» стала первым
производителем АКБ в России, доказавшим,
что альтернатива кальцию и сурьме существует
— и заключается она, как это ни парадоксаль-
но звучит, в их объединении. Положительные
электроды этих батарей изготавливаются из
сплава свинца и сурьмы, а отрицательные – из
сплава свинца и кальция. Тем самым достига-
ется синергетический эффект: две технологии
совместно дают больше преимуществ, чем каж-
дая по отдельности. Сурьма защищает батарею
от сильного разряда во время пуска двигателя
на морозе, а кальций снижает «выкипание» в
жаркое время года и саморазряд. Можно ска-
зать, в этих батареях найдена «точка золотого
сечения» АКБ. Аналогичным вариантом можно
считать пример из славного прошлого нашей
страны: танк Т-34, признанный лучшим танком
всех времен и народов. Ему противостояли не-